22 мая Каннский фестиваль закончился неожиданным скандалом, пусть и кулуарным: жюри наградило фильмы, которые ни один критик или зритель не считал лучшими
Обычно, когда говорят о политике на фестивалях, ничего негативного в эти слова не вкладывают. Учитывать актуальную повестку — обязанность любого вменяемого смотра. Но никогда еще это не происходило так декларативно, как в Каннах-2016. Жюри под руководством австралийского гения коммерческого кино Джорджа Миллера («Иствикские ведьмы», «Безумный Макс») проигнорировало всех фаворитов публики без исключения и совершило обескураживающий выбор.
Парадоксальная комедия немки Марен Аде «Тони Эрдман», которую на премьере встречали стоячей овацией, поэтический киноманифест Джима Джармуша «Патерсон», провокационная антибуржуазная комедия об изнасиловании «Она», сделанная Полом Верховеном, а также фильмы братьев Дарденн, Педро Альмодовара, Кристи Пуйю, Алена Гироди, Бруно Дюмона, Пака Чхан Ука — ведущих режиссеров современного кино — остались вовсе без наград. Среди оставленных за бортом есть молодые и заслуженные, гении и начинающие, радикалы и традиционалисты. Будто бы специально решили лучших не награждать.
Кого же наградили вместо них? Кен Лоуч, 79-летний классик британского социального реализма, уже имеющий в своем активе одну «Золотую пальмовую ветвь» десятилетней давности, получил вторую за душещипательную пролетарскую драму «Я, Дэниэл Блейк» о пережившем инфаркт плотнике — его губит бессердечное государство, заставляя ходить по инстанциям и заполнять онлайн-формы в поисках финансовой поддержки. Лоуч, человек талантливый и страстный, прокричал со сцены что-то об ужасах неолиберализма и сорвал предсказуемую овацию. Фильм же мировому кино решительно ничего нового не сообщил.
Самый молодой конкурсант, канадец Ксавье Долан, снял сентиментальную мелодраму «Всего лишь конец света» о больном СПИДом писателе, приехавшем домой попрощаться с семьей. На самых трогательных местах зал смеялся, а когда Долан вышел на сцену за незаслуженным Гран-при и начал лить растроганные слезы (буквально как его герои), смех превратился в хохот. В рейтинге критиков картина Долана была на предпоследнем месте.
Похоже, на Западе есть свой стандарт «доброго» или «полезного» кино — пусть и не глянцевито-комедийного, как в путинской России, а общественно-полезного: о странах третьего мира, о бедняках и угнетенных, о борьбе за справедливость
В конкурсе хватало актерских достижений, но наградили филиппинку Жаклин Жозе и иранца Шахаба Хоссейни. Фильмы, где они снялись, «Мама Роса» Бриллианте Мендосы и «Коммивояжер» Асгара Фархади, были посвящены судьбам «маленьких людей», прессуемой коррумпированной полицией торговке наркотиками и учителю литературы, играющему в любительском театре. Вероятно, жюри обливалось слезами, как и над судьбами «белого мусора», неимущих тинейджеров из размытого и скучного road-movie Андреа Арнольд «Американская милашка» (Приз жюри). В общем, что ни награда, то мимо, за редким исключением: драма румына Кристиана Мунджиу «Выпускные» (приз за режиссуру) действительно хороша.
Похоже, на Западе есть свой стандарт «доброго» или «полезного» кино — пусть и не глянцевито-комедийного, как в путинской России, а общественно полезного: о странах третьего мира, о бедняках и угнетенных, о борьбе за справедливость. Чем нагляднее и проще поданы эти идеи, тем лучше. Зато ни одного фильма с откровенной сексуальной сценой (таких в конкурсе была половина), хоть с каким-то юмором или поэзией награждено не было. Фестиваль-то был превосходным. И призы, наверное, по-своему хороши, просто не имеют почти никакого отношения к искусству кино.