2007 год может войти в историю нашей страны как год великих потерь в области культуры. Мстислав Ростропович, Михаил Ульянов, Кирилл Лавров, Александр Татарский, Дмитрий Пригов, Лидия Смирнова, Любовь Полищук… Этот печальный список пополнился именем выдающегося советского композитора Тихона Хренникова. Люди знали прежде всего его замечательные песни «Московские окна», «Лодочка», «Давным-давно», «Что так сердце растревожено». Их распевала вся страна. 43 года Хренников возглавлял Союз композиторов СССР. Благодаря ему даже в самые тяжелые времена сталинских репрессий серьезно не пострадал ни один композитор. Тихон Николаевич уделял много времени преподавательской работе. Своего педагога вспоминает композитор Михаил Броннер.
Михаил Броннер —
Олегу Дусаеву
Как вам кажется, работа Тихона Хренникова на посту председателя Союза композиторов не мешала его творчеству?
Мешала. Но такой был человек. Он сам понимал, что мешала. Но все равно упорно делал что-то хорошее. Тихон Николаевич — это эпоха, человек, который останется в истории музыки, потому что он профессиональный, классный композитор.
А человеком он был потрясающим — честным, добрым и отзывчивым. Его способность творить добро поражала. Я много лет наблюдал, как он истово творит добро, часто по отношению к людям, которые вытирали об него ноги. Людей, которые вытирали об него свои конечности, он спасал, давал им работу, искал врачей...
Многие называют Хренникова человеком системы. Невозможно отмахнуться от того, что Тихона Николаевича даже сейчас, после смерти, многие музыканты серьезно критикуют. Например, Вишневская в своей книге высказалась о нем весьма резко. Критика Хренникова как главы Союза советских композиторов обоснованна?
Это абсолютный бред — критика Тихона Николаевича. Хренников — замечательный композитор, который стал известен в двадцать с небольшим лет, написав первую симфонию, которую исполнил Леопольд Стоковский. Тихон Николаевич — яркий, одареннейший музыкант. Человек, в котором профессиональные и человеческие качества сочетались совершенно исключительным образом. Критика его как главы Союза — это еще больший бред, потому что вы прекрасно знаете, что было с писателями, художниками, архитекторами, врачами… Все знают! Союз композиторов — единственная организация, в которой никто не был физически уничтожен! Тихону Николаевичу коллеги обязаны своей жизнью. Да, он был продуктом своей эпохи, ну и что? Этим продуктом были и наши родители, между прочим. А в руководимом им Союзе никто не погиб! Он не просто минимизировал потери — их просто не было.
А вряд ли ему было проще, чем остальным. Он смог сделать то, что не смог сделать ни Фадеев, ни все остальные.
Хренникову нередко ставят в вину обсуждение в 1948 году постановления ЦК ВКП(б), где он подверг критике Прокофьева, Шебалина, Хачатуряна, Шостаковича.
Это абсолютная ерунда. Вы представляете, какое было время?! Каковы были последствия этого постановления? Можно сравнить судьбы композиторов, которые критиковались властью, с судьбами, например, поэтов? Конечно, это был тяжелый момент для людей, которые попали в этот список. Но они продолжали писать музыку, продолжали получать Сталинские премии, сохранили все свои льготы, привилегии. Тихон Николаевич — гениальный политик! Эта история вообще гнусная, потому что травили-то их коллеги! Постановление очень помогло свести счеты… Ну не нравится, видите ли, кому-то Хренников, а кому-то не нравится Пушкин… Каждый человек имеет право на свою точку зрения, когда это касается творчества.
Необязательно любить Хренникова, но разве можно не понимать, что это величайшая фигура двадцатого века? Конечно, понятно, что для молодого поколения все эти союзы — огрызок тоталитарной системы, жуткое барахло и так далее. Однако Союз композиторов до сих пор является организацией, которая не разделилась на пять частей, не разошлась в разные стороны и не превратилась в то, во что превратился, например, Союз писателей.
Хренников — блестящий мелодист. Может быть, поэтому его талант проявился более всего в песнях, музыке к кинофильмам. В оперном творчестве, в симфоническом он был как композитор несколько слабее. Вы согласны с такой точкой зрения?
Знаете, каждому композитору в жизни что-то удается лучше, а что-то хуже. Шопен, например, писал только фортепианную музыку — и тоже ничего себе композитор… Малер сочинял в основном симфонии и не писал песен. Тихон Николаевич писал разную музыку. Конечно, он фантастический мелодист! Что касается другой музыки — каждое время имеет свои особенности. Тихон Николаевич написал очень много хороших инструментальных сочинений, на мой взгляд.
Кстати, Хренников уже очень много лет не занимал никаких постов. Он давно тихо сидел дома и писал ноты. Это я к тому, что его музыка не просто имеет право на существование, а обладает объективными достоинствами. Его играют! Его ставят. С операми сложнее, потому что многие сюжеты его опер несовременны. Они, конечно, несут на себе определенную идеологическую нагрузку. Но никто не знает, что будет через десять лет: быть может, их опять начнут ставить. Мне кажется, что он написал много достойной музыки, к которой будут возвращаться.
В этом году в культуре необыкновенно большое количество потерь...
Хренников — это эпоха. Тихон Николаевич прожил очень длинную жизнь. Его наполненный жизненной силой голос в телефонной трубке всегда меня потрясал. Это в 94 года! Хренников — мужественный человек, ведь он уже почти ничего не видел. Он писал свою «Капитанскую дочку» через лупу! Кто еще так сможет?
Тихон Хренников
(1913-2007)
Родился в г. Ельце В 1936 году окончил Московскую государственную консерваторию по классу композиции у В.Я. Шебалина, учился по классу фортепиано у Г.Г. Нейгауза
Генеральный секретарь правления Союза компози торов СССР (с 1948 года)
С 1961 года преподаватель Московской консерватории (с 1966 года профессор)
Народный артист СССР (1963 год)
Герой Социалистического Труда (1973 год)
Лауреат Ленинской премии (1974 год)
Лауреат Государственной премии СССР (1942, 1946, 1952, 1967 годы)
Лауреат Государственной премии РСФСР имени М.И. Глинки (1979 год)
Член Центральной ревизионной комиссии КПСС (с 1961 года)
Руководитель оргкомитета Международного конкурса имени П.И. Чайковского (с 1978 года)
Депутат Верховного Совета СССР 6 —10-го созывов
Депутат Верховного Совета РСФСР 3 — 5-го созывов
Наиболее значимые произведения Тихона Хренникова
Музыка к кинофильмам:
«Свинарка и пастух», «В шесть часов вечера после войны», «Поезд идет на восток», «Донецкие шахтеры», «Верные друзья», «Капитанская дочка», «Гусарская баллада», «Руслан и Людмила»
Песни: «Лодочка», «Что так сердце растревожено», «Московские окна»
4 Концерта для фортепиано с оркестром
3 Концерта для скрипки с оркестром
2 Концерта для виолончели с оркестром
3 Симфонии Сюита из музыки к спектаклю «Много шума из ничего»
Опера «Мать» по роману М. Горького
Оперетта «Сто чертей и одна девушка» по пьесе Е. Шатуновского
Опера для детей «Мальчик-великан»
Балет «Гусарская баллада» по комедии в стихах А. Гладкова
Балет «Наполеон Бонапарт»
...
Борис Юргенсон, ответственный секретарь Союза композиторов России, президент Фонда П. Юргенсона:
«При первой встрече с Хренниковым меня пленила его непосредственная доброжелательность, живой интерес к тому, что происходит в мире. Уже потом, общаясь с ним, я удивлялся его большому энтузиазму, интересу, а главное — открытости. Его телефон всегда был доступен, и он сам к нему подходил, со всеми с удовольствием общался.
Когда я его посетил несколько лет назад, мы сидели, очень долго беседовали, потом он меня пригласил слегка закусить и рюмочку налил. Он интересовался разными проблемами жизни Союза композиторов, помогал советами — человек с таким грандиозным жизненным опытом, конечно, мог что-то хорошее посоветовать. Он ведь умел сочетать в себе организатора, политика, администратора и художника, умел оставаться им.
И он в таком возрасте продолжал активно работать, творить, был действующим профессором консерватории. Вообще его ученики — отдельная тема, потому что они все очень разные, очень интересные композиторы. Это Александр Чайковский, Татьяна Чудова, Михаил Броннер, Григорий Воронов... Их объединяет жизненная энергия — музыка ведь у всех разная, но эта энергия присуща всем произведениям Тихона Николаевича. Он относится к плеяде таких советских композиторов, как Прокофьев, Шостакович, Хачатурян, которые великолепно писали музыку в любом жанре, четко знали законы жанров.
Он резко выступал против переноса конкурса Чайковского: «Нельзя менять даты таких крупнейших международных событий, мы этим отпугнем массу людей». Что на самом деле и произошло — ни из Европы, ни из Америки практически никого не было.
О его смерти мне сообщил его внук. Двоякое чувство: с одной стороны, это большое горе, а с другой стороны — нет ощущения, что он ушел. Он остался с нами. И это касается любого великого творца».
Материал подготовила Наталия Кабанова