Паоло Соррентино с наградой Европейской киноакадемии
В России всегда было особенное отношение к Италии, как раю на земле – и соответственно, к итальянской живописи, литературе, а много позже и к кинематографу. Отсюда своеобразный нынешний культ самого талантливого и достойного наследника итальянских мастеров — Паоло Соррентино, — озникший после мирового успеха его предыдущей ленты, явно отсылающей к Феллини «Великой красоты». Понравилась большинству зрителей и «Молодость», уже второй (после не слишком удачного «Где бы ты ни был» с Шоном Пенном) англоязычный опыт Соррентино, метафоричная и сюрреалистичная лента о двух друзьях-пенсионерах в дорогом отеле на альпийском склоне. В Каннах жюри картину проигнорировало, вряд ли ей светит «Оскар». Награды «еврооскара», Европейской киноакадемии, — единственное, на что мог претендовать итальянец. Он и победил, под дружные овации зрительного зала. Лучший фильм, лучший режиссер.
О «Молодости» много спорили: ригористы находят картину слишком слащавой, вторичной, попросту банальной. Защитники фильма, напротив, настаивают на самобытности языка Соррентино, уникальной киногении созданных им образов, тонкой работе с саундтреком и артистами, среди которых есть как звезды, так и непрофессионалы. Никакого рационального результата у таких дискуссий быть не может в принципе: можно лишь искать — и без труда находить — логику в решении академиков.
«Молодость» — идеальный панъевропейский проект: режиссер из Италии, актеры из всех стран континента плюс из Штатов, действие происходит в Швейцарии. В фильме Соррентино ощущается и классическая выучка, и преемственность традиций, и их постмодернистское — но не оскорбительное – переосмысление. Короче говоря, он — превосходный кандидат на любой европейский приз, поскольку соединяет в себе прошлое и будущее. С этой точки зрения столь же интернациональный «Лобстер» Йоргоса Лантимоса (режиссер-грек, снималось в Ирландии, среди артистов есть французы, британцы, американцы) куда менее очевиден: сама его сухая саркастическая интонация и выбранный жанр антиутопической сатиры менее комплиментарны и более жестоки по отношению к зрителю. Впрочем, и эта замечательная картина была отмечена заслуженным призом за сценарий.
Может показаться, будто «Лобстер» — история о будущем, в котором запрещено быть одиноким, – более современен, чем эстетская «Молодость», воспевающая пенсионные радости обеспеченных творческих работников. Однако само название фильма Соррентино эмблематично. Европа страдает от осознания себя как «Старого Света» — и итальянский режиссер совершил (возможно, не намеренно) хитрый трюк, объявив великих старцев из своей картины вечно юными, дав им прививку бессмертия. Это сработало куда эффективнее, чем неожиданное приглашение на церемонию вручения призов Европейской киноакадемии группы брейкдансеров-мигрантов, чей бодрый номер несколько странным образом разбавил череду официальных вручений. Танцорам аплодировали от души, но все-таки не так громко, как сэру Майклу Кейну, получившему сразу две награды: за вклад в мировое кино и за роль в «Молодости». Некоторая чрезмерность этого невольного вердикта академиков была превращена в систему буквально минут через пятнадцать, когда точно таким же образом почетный приз дали вечно прекрасной (и тоже давно не юной) Шарлотте Рэмплинг, а потом ей же еще раз, уже за роль в скучноватой семейной драме «45 лет». Но речь здесь, конечно, не о качестве кино. Европа — край Старых Мастеров и их учеников, продолжателей, адептов. В этом не только ее сила, в этом — источник ее молодости.
Так и удивляться ли тому, что лучшей комедией была признана летаргически-медленная — при этом действительно дико смешная — картина шведского гения Роя Андерссона «Голубь, который сидел на ветке, размышляя о бытии»? Не артхаузный фестивальный шедевр для синефилов, а именно комедия, народное кино: да, в Европе оно такое, смиритесь уже и начинайте получать от этого удовольствие. Как и от лучшего мультфильма года — изумительной в самом деле «Песни моря» Томма Мура, ирландского сказочника, черпающего свое вдохновение где-то в старинных кельтских мифах, без труда переносимых в современный контекст.
Кстати, вручал награду в этой номинации наш соотечественник Григорий Добрыгин, активно снимающийся в Европе (вспомните «Самого опасного человека», мощный политический триллер с его участием, действие которого происходит в том же Берлине). А номинированный в категории «выбор зрителей» «Левиафан» Андрея Звягинцева опять остался без наград — впрочем, совершенно предсказуемо: тяжелая славянская драма вряд ли может выбиться в фавориты публики. Было и еще одно напоминание о том, что наша страна — часть Европы. Специальный номер церемонии был посвящен напоминанию об участи Олега Сенцова, приговоренного к двадцати годам заключения. Европейские академики с самого ареста украинского режиссера активно участвуют в его судьбе и пишут петиции разным представителям российской власти. Текст очередного письма в защиту Сенцова предлагалось подписать и бросить в почтовый ящик всем желающим; в качестве адресата там значился генеральный прокурор Чайка. Все-таки к числу традиционных европейских ценностей нельзя не отнести и идеализм, нередко переходящий в прекраснодушие.
Фото: Clemens Bilan/Reuters