#Выставки

#Искусство

Времена не выбирают

2015.09.22 |

Мокроусов Алексей, Зальцбург — Москва

В австрийском Зальцбурге открылась выставка работ погибшей в Аушвице художницы Шарлотты Саломон. Историки искусства считают, что она стала предтечей современного арт-языка
56-490-01.jpg
«Хрустальная ночь», гуашь, между 1940 и 1942 годами

Впервые выставка рисунков Саломон, хранящихся сегодня в Еврейском историческом музее Амстердама, прошла в 1961 году. В последнее десятилетие интерес к ее работам рос, их демонстрировали в 2012 году в немецком Касселе на 13-й «Документе» — важнейшем смотре современного искусства. В Касселе показывают тех авторов прошлого, кто сегодня воспринимается наиболее актуально.

56-490-02.jpg
Автопортрет Шарлотты Саломон, гуашь, 1940 год

Серия гуашей «Жизнь? Или театр?», давшая название нынешней выставке, сохранилась во многом случайно. Шарлотта оставила ее знакомому врачу в Ницце, после того как в 1942-м вернулась из концлагеря в Гюрсе* * Концлагерь Гюрс располагался на западном краю Пиренеев. Крупнейший французский лагерь для интернированных евреев, политических беженцев и военнопленных испанских солдат и офицеров-республиканцев, бежавших из Испании после поражения в Гражданской войне. , — видимо, понимала, что вскоре ее снова арестуют, что и случилось. 278 листов из этого цикла показывают сейчас в зальцбургском музее Рупертинум. Всего в цикле почти 800 пронумерованных гуашей, запечатлевших будни евреев в нацистской Германии, «Хрустальную ночь», концлагерь Гюрс.
56-cit-01.jpg
Преодоление отчаяния

Шарлотта Саломон (1917–1943) росла в семье берлинского медика, профессора Гумбольдтского университета. Мать умерла, когда девочке было девять лет, — ей сказали, что от гриппа. О том, что это было самоубийство, она узнала годы спустя.

56-490-03.jpg
«Зингшпиль» из серии «Жизнь? Или театр?»,
гуашь, между 1940 и 1942 годами


Еврейская кровь не помешала Шарлотте поступить при нацистах в академию художеств: отец прошел мировую войну и обладал «привилегиями для ветеранов», смягчавшими действие антисемитских законов (это не спасло его от увольнения из университета, а затем ареста и отправки в Заксенхаузен; ему посчастливилось выжить). Но долго учиться Шарлотте не пришлось. Она покинула академию, где преподаватели и соученики ее преследовали из-за «пятого пункта», а дирекция отменила присуждение ей первой премии на институтском конкурсе из-за ее происхождения. Пришлось уехать к бабушке и дедушке на Лазурный Берег.

Там, после самоубийства бабушки, она узнала правду о смерти матери. Рок преследовал семью: с собой покончили и тетя, и прабабушка по материнской линии. «Моя жизнь началась тогда, когда бабушка решила взять свою, — призналась Шарлотта в одном из писем, — когда я узнала, что то же самое сделала вся семья моей матери, и когда глубоко внутри себя я почувствовала ту же тягу к отчаянию и к смерти».

56-490-04.jpg
Создатели оперы «Шарлотта Саломон»
использовали ее гуаши в оформлении спектакля


Спасением стало творчество.

В 1943-м Саломон сочеталась браком с врачом из Австрии Александром Наглером. Законопослушные соседи сообщили о паре в гестапо, после ареста молодоженов депортировали в Дранси* * Концентрационный лагерь в 1941–1944 годах во Франции; отсюда отправляли в лагеря смерти. , а оттуда в концентрационный лагерь Аушвиц-Биркенау. Скорее всего, сразу по прибытии Шарлотту отправили в газовую камеру. Она была на пятом месяце беременности.
56-cit-02.jpg
«Я устала от этого времени»

В прошлом году во Франции вышел роман Давида Фонкиноса «Шарлотта», посвященный судьбе художницы. Он стал бестселлером — за несколько месяцев разошлось 380 тыс. экземпляров. Роман, русский перевод которого сейчас готовится в питерском издательстве «Азбука-Аттикус», написан рублеными фразами. Фонкинос получил целый ряд престижных премий, включая премию «Ренодо» и Гонкуровскую премию лицеев, где в голосовании участвуют французские лицеисты. При этом критики разошлись в оценках. Среди претензий: Фонкинос ничего не пишет о творчестве Саломон, ограничиваясь парой общих фраз. Страдание всегда было самостоятельной темой для искусства, но в случае Саломон — достаточно ли судьбы, чтобы рассказать о жизни и смерти художника, портретировавшего нацизм и его жертвы?

Что такое рисунки Саломон — исторический документ или художественный акт? Анализируя ее наследие, обычно пишут о влиянии наивного искусства, Ван Гога и Мунка, Матисса и Пикассо, абстрактного искусства и особенно немецкого экспрессионизма.

56-490-05.jpg
Сцена из спектакля «Шарлотта Саломон», Зальцбург, июль 2014 года

Рисунки сопровождаются текстами, вписанными в общую композицию, отчего они напоминают комиксы и карикатуры. Такое внедрение слова в рисунок (на одном из них надпись: «Я устала от этой жизни. Я устала от этого времени»), а также принцип повторения одного и того же мотива сближает эти гуаши с поп-артом. Часто Саломон еще и указывает, какая музыка должна звучать в той или иной сцене, в итоге перед зрителем разворачивается не просто полноценный роман, но и подробное изложение будущей оперы — автор считала, что это такой же зингшпиль, как «Похищение из Сераля» Моцарта, — не зря к ее циклу такое внимание проявляют сегодня композиторы и либреттисты. Воображение художницы создает замкнутый мир, где сама она выступает в роли безымянного автора, персонажа без лица. Правда, многие детали ее личной биографии опознаются без труда, а многие рисунки — например, девушка, из головы которой вылетает стая сердец, или одинокая фигура на берегу синего-синего моря — вполне могут быть восприняты как автопортреты.

В сценках, цепляющихся друг за друга, словно кадры кинопленки, все взято из пережитого: семейные отношения (все имена изменены), история влюбленности в учителя музыки, демонстрации на улицах с нацистскими флагами, виды отторгнувшего ее Берлина. Порой это чистый мультфильм: один за другим идет изображение человеческой головы, меняется лишь вылетающий изо рта текст. Но выступая в роли режиссера воображаемой постановки, Саломон достигает той степени отстраненности, при которой автобиография переплавляется в искусство.

56-490-06.jpg
Шарлотта Саломон в саду за работой,
Вильфранш-cюр-Мер (Франция), около 1939 года


Кроме графики на выставке показывают костюмы и обувь к опере «Шарлотта Саломон», премьера которой прошла в Зальцбурге в прошлом году. Французский композитор Марк-Андре Дальбави написал ее по заказу фестиваля, постановку одного из самых интересных европейских режиссеров Люка Бонди отрецензировали крупнейшие газеты мира, хотя из-за трудностей с либретто премьеру едва не отложили. В оперу были добавлены разговорные вставки, и в результате роль Шарлотты оказалась поделена между двумя исполнительницами — драматической актрисой из Вены Йоханной Вокалек и меццо-сопрано Марианной Кребасса.

В зальцбургском спектакле на стены огромной квартиры проецировались гуаши из цикла «Жизнь? Или театр?». Есть проекции и в балете «Шарлотта Саломон, смерть и художница», поставленном прошедшей зимой на музыку Мишель Ди Буччи в театре «Им Ревье» немецкого Гельзенкирхена (спектакль возобновляют в новом сезоне, и его можно будет скоро увидеть). Хореограф Бриджет Брайнер считает, что в этих гуашах заложен огромный потенциал: в них совмещен реальный мир, полный зла и насилия, и мир воображаемый, где правит только авторская воля.


Фото: wikimedia.org, © SALZBURGER FESTSPLETE/RUTH WALZ

Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share