Как киевский князь стал элементом антиукраинской пропаганды
Памятник князю Владимиру будет установлен на Боровицкой площади, на холме между Моховой и Манежной улицами, вблизи Боровицких ворот Кремля. Так решила Мосгордума. Также решено произвести торжественную закладку монумента 4 ноября, в День народного единства.
«Боровицкая площадь не имеет никакой смысловой, символической и исторической связи с князем Владимиром», — отреагировал на это решение координатор «Архнадзора» Константин Михайлов. И это очень показательная реакция.
Вообще-то в том, что касается смысловой, символической и исторической связи, — огромному памятнику новгородскому и киевскому князю в Москве вообще делать нечего. Собственно, поэтому до сих пор памятника Владимиру в ней и не было — в Новгороде стоит, в Киеве — стоит и еще какой, а в Москве — нет. Но даже если принять как условие, что в Москве все может быть, и всему, связанному с историей России, здесь место, то историческая и архитектурная логика требовала совсем другого места для этого памятника.
Тот же «Архнадзор» предлагал установить памятник либо на Воробьевых горах, либо возле храма Христа Спасителя. Памятник князю Владимиру, возведенному церковью в ранг святого равноапостального, возле главного собора этой самой церкви символизировал бы самое важное его деяние — крещение Руси, выбор православной веры, начало истории русского православия. Да и помпезность памятника-новодела на фоне помпезности храма-новодела была бы вполне органичной.
Что касается Воробьевых гор, то и тут логика вполне очевидна. Гиганский памятник князю Владимиру на холме, возвышающемся над городом, — очевидная реплика знаменитого киевского памятника Владимиру, установленного в 1853 году и почти сразу же ставшего одним из главных символов нынешней столицы Украины.
Собственно, нынешний культ святого Владимира и начался на волне противостояния с киевской «хунтой». С точки зрения государства Московского, после Mайдана и прочих бенедровских гнусностей, после всего сказанного, показанного и сделанного за последние два года, Киев просто не может больше восприниматься как «матерь городов русских» и уж тем более как колыбель российского христианства. Правом на русскую историю теперь обладает только Москва. Она абсолютное средоточие духа русского государства, его духовных и религиозных оснований. А потому князя Владимира нужно водрузить на его истинном историческом месте — в Москве.
Однако на этом развитие культа князя Владимира не остановилось. Заданная логика средоточия духа русского государства позволила быстро перейти к другой еще более любопытной смысловой и символической подмене. Владимир Святой — это уже не про абстрактное Pоссийское государство, не про историю и не про христианство. Это про конкретную власть и ее конкретного носителя.
И в этом смысле место для памятника выбрано абсолютно точно — в полном соответствии со смысловой, символической и исторической нагрузкой. И правда, где как ни у Боровицких ворот Кремля стоять Владимиру святому, бесподобному и прекрасному? Чтобы один Владимир по дороге на работу мог любоваться другим из окна служебного автомобиля.