Погромщики попытались разбить линогравюрные доски из цикла Вадима Сидура «101»
Атаке экстремистов подверглись работы Вадима Сидура, представленные на выставку его персональным музеем в Новогиреево, причем объектами нападения стали не объемные настенные панно, а линогравюрные доски цикла «101» (первоначальное название — «101 гравюра на вечные темы»), которые были сброшены погромщиками на пол и частично повреждены. Также пострадала инсталляция современной питерской художницы Megasoma Mars (псевдоним Марии Минаковой), посвященная теме мученичества.
Среди экспонатов выставки лишь некоторые с натяжкой можно отнести к работам на религиозную тему, как, например, «Барельефы на библейские темы» (Моисей, Адам и Ева) Вадима Сидура. Гравюры из цикла Сидура «101», поврежденные во время нападения, также религиозными не являются, хотя именно они и вызвали протест экстремистов. «Эта богохульственная выставка — например, Иисус Христос изображен в непотребном виде, — заявил Энтео. — Мы хотим, чтобы эта выставка была закрыта… чтобы в главном выставочном центре страны не было такого грязного, жесткого глумления над Иисусом Христом и над святыми». Речь идет о линогравюре с изображением Иисуса, которого снимают с креста. Что именно вызвало возмущение погромщиков, можно только гадать, — видимо, то, что Христос представлен в неканоническом виде.
О выставке
Выставка «Скульптуры, которых мы не видим» объединила работы троих друзей и единомышленников, выдающихся художников советского периода — Вадима Сидура, Николая Силиса и Владимира Лемпорта. Их произведения вписаны в сегодняшний контекст, и выставка таким образом создает важную перекличку художников-нонконформистов, чье творчество развивалось параллельно официальному искусству, и современных авторов.
Сидура, Силиса и Лемпорта в свое время соединила не только дружба — общим оказалось стремление привнести что-то новое в советскую скульптуру. Все трое — выпускники Строгановского училища, куда двое пришли из фронтовых госпиталей, а третий со школьной скамьи. В 1954 году они объединились в художественную группу ЛеСС, получившую такое название по инициалам участников (их тогда даже называли «Кукрыниксами в скульптуре», так как созданные в тот период работы они подписывали аббревиатурой). В течение 14 лет скульпторы работали в одной мастерской и над одними проектами.
Вадим Сидур за работой
над скульптурой «Треблинка», 1960-е годы
О Сидуре
Самым бескомпромиссным из троих оказался Вадим Сидур, взявший на себя роль трибуна. Искусство для него стало возможностью прожить ту часть своей жизни, которая досталась ему, можно сказать, чудом. Здесь нужно пояснение.
С 1942 по 1944 год Сидур воевал. «Я был убит на войне, — писал он. — Но произошло чудо воскрешения, и я остался жить».
Когда Сидур «был убит», ему было девятнадцать. Пуля немецкого снайпера попала чуть ниже левого глаза и виска, раздробила и выбила все зубы, почти отсекла корень языка и образовала большую дыру в углу нижней челюсти. Если бы не 18-летняя украинская девушка и ее мать, вытащившие его с поля боя, он бы там и умер. Говорить он не мог и карандашом написал спасительницам свое имя. Промывая раненому загноившийся рот и горло, они кормили его молоком из пипетки и давали лекарственные травы, а потом отправили в госпиталь. Дальше последовала череда операций, во время которых он балансировал между жизнью и смертью. Позднее он описал это в повести «Памятник современному состоянию», имевшей подзаголовок «Миф». Повесть состояла из небольших главок, в которых он описывал детали минувшего, словно ставя памятник прошедшему времени. Есть в этом определенная логика, многие работы Сидура носят название «памятников»: «Памятник погибшим от бомб», «Памятник оставшимся без погребения» и т.п. Памятники, память — сквозная тема его работ. Необычные формы, емкость метафоры позволяли сравнивать его с Генри Муром. Сам он видел истоки своей манеры в древнем искусстве, утверждая, что однажды рассматривал индонезийские монеты и понял, что «камень с дыркой уже есть скульптура». Наиболее известные работы Вадима Сидура — «Раненый», «Бабий Яр», «Треблинка». Один из журналистов точно определил его скульптуры как «трагические иероглифы».
О вечных темах
Одной из сквозных тем художников из группы ЛеСС было осмысление религиозной символики. Каждый из них обращался к размышлениям на эту тему, хотя церковь и религия в то время в СССР преследовались. Их работы на эти темы не выставлялись и не могли быть выставлены в принципе.
Михаил Сидур, сын скульптора, вспоминал об отце так: «Для него высшей ценностью были христианские заповеди. Сказано «не убий», значит, не убивай, сказано «не укради», значит, не кради. Вера в Бога не делает людей добрее, поскольку многие из них сеют ее с зубовным скрежетом, с насилием. Но, может быть, вспомнив о своей смертности, они все-таки смогут как-то опомниться?»
Причиной всякого зла Сидур считал насилие. «Сотни, тысячи, миллионы людей погибли от насилия, проявленного по отношению к ним другими людьми в самых чудовищных и даже фантастических формах». И антитезой этого насилия он воспринимал рай, где Адам и Ева были счастливы и гармоничны. Тема библейского рая присутствует и в его графике, и в скульптурных работах.
Одна из самых известных скульптур Сидура носит название «Погибшим от насилия» и установлена в немецком городе Касселе в 1974 году. Советские власти автора на открытие памятника не выпустили — он был уже к тому времени «невыездным». В письме к организаторам он написал: «Это очень важно, что мы помним о миллионах погибших от насилия в прошлом. Но мы не должны забывать о том, что насилие в самых страшных его проявлениях существует и сегодня».
Перспективы уголовного дела
Сразу после нападения активистов «Божьей воли» представители «Манежа» подали заявление в полицию. «Мы настаиваем на возбуждении уголовного дела, — сказала NT руководитель пресс-службы «Манежа» Елена Карнеева. — Будет ли дело возбуждено, должны решить правоохранительные органы на основании экспертизы поврежденных работ». По ее словам, результаты экспертизы уже готовы и направлены в правоохранительные органы. Но и реставрационный центр имени И.Э. Грабаря, куда были переданы поврежденные работы Сидура, и пресс-служба ГУ МВД о размерах материального ущерба рассказать отказались.
Искусствовед, генеральный директор Sotheby’s в России Михаил Каменский объяснил NT, какие экспертизы, по его мнению, должны быть проведены: искусствоведческая — для установления художественной значимости этих работ Сидура, реставрационная — для оценки масштаба необходимой реставрации и рыночная, определяющая стоимость работы. Только по итогам всех трех экспертиз можно будет судить об ущербе, нанесенном «Манежу». «Если бы эта баба (спутница Энтео, пытавшаяся разбить работы Сидура. — NT) долбанула скульптуру, то тогда точно бы ей грозила серьезная кара. А линолеум мог треснуть, расколоться, облупиться, а может, с ним вообще ничего не случилось. — рассуждает Каменский. — В основном линогравюры Сидура стоят совсем недорого. Соответственно, и ущерб будет небольшой». При этом собеседник NT затруднился назвать даже примерную стоимость пострадавших работ. Не смогли назвать их оценочную стоимость и в британском аукционном доме MacDougall’s, специализирующемся на русском искусстве. В отличие от линогравюрных досок рисунки Сидура время от времени появляются на аукционах: оценочная стоимость десяти рисунков Сидура из серии «Мутации» на Sotheby's в 2007 году была $40 000—50 000.
По мнению юристов, для решения о возбуждении уголовного дела ждать заключения экспертизы о материальном ущербе необязательно. Как объяснил корреспонденту NT юрист сервиса Правовед.ru Натан Будовниц, действия Энтео и его сторонников могут быть классифицированы как хулиганство. При этом можно привлечь так называемых православных активистов не только по статье ст. 20.1. Кодекса об административных правонарушениях, но и по статье 213 Уголовного кодекса: грубое нарушение общественного порядка по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы — от штрафа 300 тыс. рублей до лишения свободы на срок до пяти лет. А «то же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой…», наказывается штрафом от 500 тыс. либо лишением свободы на срок до семи лет.
Министерство культуры от комментариев происшедшего воздержалось, такую же позицию занял и департамент культуры Москвы.
Вандалы против культуры
1913
Молодой иконописец, старообрядец Абрам Балашов с криком «Довольно крови!» изрезал картину Ильи Репина «Иван Грозный и его сын Иван» в Третьяковской галерее в Москве.
1956
Боливиец Уго Унгаза Виллегас в Лувре бросил камнем в «Мону Лизу» и повредил краску. После этого случая картину поместили под стекло.
1972
Душевнобольной Лазло Тот в Риме, в соборе Св. Петра, нанес 15 ударов геологическим молотком по статуе Микеланджело «Пьета» (она была серьезно повреждена) со словами «Я — Иисус Христос, восставший из мертвых!»
1975
Вильгельм фон Райк, безработный учитель, порезал ножом «Ночной дозор» Рембрандта: он утверждал, что сделал это по приказу Христа.
1985
Бронюс Майгис облил серной кислотой «Данаю» Рембрандта в Эрмитаже: на реставрацию картины ушло 12 лет.
1997
Александр Бренер нарисовал на картине Малевича «Супрематизм», или «Белый крест на сером фоне», выставлявшейся в музее в Амстердаме, огромный знак доллара: получил пять месяцев тюрьмы.
2003
В Москве алтарники и прихожане храма Святого Николая в Пыжах под предводительством Михаила Люкшина и Анатолия Зякина напали на выставку «Осторожно, религия!» в Центре им. А.Д. Сахарова. Православные испортили все экспонаты. Против Люкшина и Зякина было заведено уголовное дело по статье о хулиганстве, но вскоре оно было закрыто из-за отсутствия состава преступления. На организаторов выставки были возбуждены уголовные дела по пункту «б» части 2-й статьи 282-й УК РФ (возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды). Их признали виновными и приговорили к уплате штрафа 100 тыс. рублей.
В подготовке темы принимали участие Ольга Дмитриева и Дарья Хлякина
Фото: Василий Хайкин/Коммерсантъ, lechaim.ru